Кетайская скорость

Вот, казалось бы, уж что может быть в наш век проще: узнать скорость. Но с кетайской техникой даже на русском аппарате это подчас превращается в нетривиальную задачу.
И, в самом деле, проезжая известную дистанцию по до боли знакомой дороге, вижу на одометре знакомые километры. Но почему незнакомой кажется скорость? Стрелка на тридцати, а я едва тащусь, газую до пятидесяти — ну да, побыстрее…
Все встало на места с gps-навигатором: кетайский показометр завышает скорость ни много, ни мало, а вдвое! Вот те раз!
Значит ошибка программная. Разобрал спидометр, надеясь отыскать там волшебные перемычки, чтобы скорректировать показометр. На самом деле это было чистое любопытство, так как программируемых пользователем приборов на скутеры почти не встретить.

Спидометр снегохода Динго
Спидометр снегохода Динго

Так и есть, начинка чисто микропроцессорная, стрелка — на шаговом двигателе. Радует, что хоть сборка добротная, не хуже того же Форда. Но утешение слабое, согласен.
Есть, правда, интерфейс для внешнего подключения, но едва ли можно простыми решениями перешить его на другие константы. Да и ковыряться в микрокоде я пока не готов.

Спидометр снегохода Динго
Спидометр снегохода Динго

Отыскал в сети даташит на микропроцессор, и выяснилось, что кроме нашего кварцевого резонатора на 8МГц, с ним могут использоваться еще и 4МГц и 20МГц, правда, при разных напряжениях питания, может напутали с номиналом в производстве? В принципе, частота задающего генератора мало на что в нашем случае может повлиять, так как существуют же еще и часы реального времени, но pourquoi pas?
Решил немного поэкспериментировать и заменить кварц на другой номинал. Поскольку кататься по магазинам было не с руки, да и для проверки принципиальной возможности ставить именно 20МГц вовсе не обязательно, запаял то, что попалось под руку — 14 с копейками от стародавнего графического адаптера.

Спидометр снегохода Динго, новый кварц

Но сначала сымитировал передвижение, раскручивая магнитик дрелью перед индуктивным датчиком. На максимальных оборотах дрели кетайская скорость не шевелясь была ровно сорок, а один километр отсчитывался за почти девяносто секунд, точнее не скажу, так как все держал на весу, в том числе и секундомер.
После перепайки те же почти девяносто секунд на километр и остались, зато новая кетайская скорость была уже 22км/ч!
Я думаю, это уже результат. То, что километр был за полторы минуты — ну суть, главное, что мы теперь знаем наверняка: показания одометра не зависит от спидометра. И, если он изначально не врал, простым подбором частоты нового кварца можно и скорость смайнать на место. Лично я буду искать 20МГц.
Смущает только одно: если на стенде была скорость сорок, а километр — полторы минуты, то есть те же сорок, то почему на снежике в реальных условиях они врут относительно друг друга вдвое? Спишу на магнитик от аквариумной помпы.
«Ничего не понимаю» (с) Вот так же и китайцы, наверное, на стенде попробовали и забы(и)ли…
PS. 20МГц — процессор не запустился. Я не стал расковыривать плату в поисках путей увеличения напряжения питания микропроцессора до положенных ему паспортных 5В при такой частоте и вернул 14 на место. Выезд на проверенную дрогу показал, что одометр все-таки врет и один Динго-километр — это наши восемьсот метров. Диагноз ясен, равно как и вытекающее решение: если безразличны показания плюс/минус полведра, то оставляем, нет — ищем варианты, благо, до следующего зимнего сезона времени теперь будет предостаточно. Теперь бы только не заб(и)ыть самому.

Другие заметки на тему:

Оцените статью
В глубинах резкости
Добавить комментарий