Выбрать страницу

Как там в народе говорится — «Держи ноги в тепле, желудок в голоде, а голову в холоде»? Вот все есть у снегоходчика: у кого горячее, у кого и погорячее, и ноги в тепле дыхания мотора. А у пассажира? Не все, наверное, об этом задумывались, но вот моя спутница постоянно мерзнет. Оно и понятно, ведь ручки ее кресла — голая сталь, а ноги на марше постоянно на ветру и ладно, если только снегом их закидывает. Нужен комфорт, а, значит, подогрев. Я еще в прошлом сезоне начал осторожные опыты, но неожиданно настала весна и все застопорилось. Правда, и нынешний сезон, едва начавшись, рискует скоро закончиться, но вдруг успеем? Тогда попробуем, покуда не поздно.

180808
Надо сказать, что премудрости нет никакой. Это только кажется, что все очень сложно, но сложнее, в итоге, найти время для занятий, само же мероприятие — начального уровня.
Я достаточно много покопался в сети, чтобы понять, что готовых решений в моем частном случае нет. Вернее, есть и готовые ручки, напрессовываемые на руль, есть и пленочные греющие элементы, которые после укладки обжимаются и изолируются термоусадкой, есть и другие варианты, но все они требовали резки поручней ручек кресла. А я не хотел ничего портить и поступил проще.
Для начала, нужно купить в хозтоварах самую обычную спираль для электрических плиток с открытым нагревательным элементом. Я на пробу взял несколько штук, благо стоят они чуть больше одного проезда в автобусе, а где-то и того дешевле, и выбрал, кажется, полуторакиловаттную. На каждую ручку я отрезал примерно по 15 Ом, уже не помню, сколько это в метрах, но не суть. Штатные рукоятки на Котах имеют сопротивление около 10 и 20 Ом в каждом из режимов, и я остановился посередине.
Чтобы тепло не растекалось по трубе и не грело зря железку, сначала термоизолируем ее. Я ничего не покупал специально, а использовал то, что есть. На этот раз под рукой оказалась вспененная самоклеящаяся шумоизоляция.

222654
Разумно было бы на нагреваемом участке поручня плотно намотать алюминиевый скотч. Это и не даст проплавить наш вспененный полиэтилен, и слегка рассеит тепло в межвитковые промежутки.
223213
Фольга — проводник. Значит, нужна изоляция. Можно было бы и изолентой воспользоваться, но она хоть и рассчитана на восемьдесят градусов, лучше изолировать несколькими плотно намотанными слоями ленты фум.
223357
Дальше — собственно намотка нихрома. Чтобы не ломать голову с отводом от противоположной стороны, можно намотать бифилярно, главное — правильно выбрать шаг.
223652
Потом снова фум, и в один слой — изолента.
223824
223952
В принципе, на этом можно было бы и остановиться, но я решил уложить еще один слой фольги, на этот раз — пищевой. Естественно — потолще, чтобы тепло поровнее распределялось по всей поверхности.
224444
Изолента на финишном этапе — не самый эстетичный вариант, поэтому сверху я намотал широкий черный скотч, тот самый, что используется для герметизации труб в сантехнике. Фото этой стадии нет, но что там смотреть то? Сам же рулон — на верстаке.
В итоге, у нас получается мягкий утепленный по всей длине поручень, часть которого — с электроподогревом.
Шнур от кресла болтается прямо под ним с небольшим запасом и подключается к бортовой сети  с помощью авиационного штепселя.
194920
Розетка врезана в перегородку бардачка и подпаяна к шине переменного напряжения осветительной обмотки генератора, — желтому проводу, — прямо у разъема аксессуаров, тому, что у предохранителя под правой ногой. Можно было бы подключить в любом месте к любому желтому проводу потолще, так как, судя по схеме — любой желтый есть одно и то же, но так очевиднее и не забудешь потом. Масса, разумеется — черный провод от того же разъема для аксессуаров, брать ее под ближайшим болтом не стал. Провод уложен в гофре по трассе штатного жгута к задней блок-фаре и выходит в моторном отсеке под бензобаком. Протянуть его там — та еще незадача, но если нет желания возиться — можно расположить прямо под декоративными накладками.
Но как же греть ноги? Да примерно так же и тем же.
Берем войлочные стельки и все ту же нихромовую спираль. Я взял по три метра на 48Ом. Дальше — пытаемся все это равномерно уложить по всей площади стельки и фиксируем все это нитками.
174605
175538
В районе пальцев можно даже поплотнее.
180312
Длину кабеля стельки выбрал такой, чтобы разъем mini-USB оказался в районе шнуровки.
223842
А дальше выводить — кому как удобнее. Я в каждую штанину сделал отдельный провод, которые в районе талии соединяются в общий шнур. Сам кабель фиксируется в штанах на одной из штатных липучек и никуда не сползает. Штекер — из радиомагазина. Обычный, как на блоках питания. Он и контакт держит, и легко расцепляется, если забудешься и спрыгнешь со снегохода. Гнездо для штекера я сделал свободно болтающимся на поручне пассажирского кресла. Удобно получилось: сел, воткнул и забыл. И даже если не вспомнишь, что сидишь на линии, он не порвется от рывка.
195137

Кстати, очень удобно не номер прикручивать к снегоходу, а наклейки наклеивать, причем, сразу на обоих бортах. В любом рекламном агентстве можно недорого заказать копии, идентичные натуральным, а сам регистрационный знак возить в бардачке под сиденьем. Даже с расстояния в два метра не отличить от оригинала, а уж на марше — тем более.

Поделюсь еще одной доработкой.
Есть такая беда — на холостых падает напряжение в бортовой сети настолько, что вырубаются мои дополнительные приборы: навигатор Garmin Montana и датчик температуры Koso EGT Meter. Я о них уже писал ранее в заметке Рыжий Кот, но там я подключался напрямую к +12В реле-регулятора. Чтобы приборы работали стабильно, я врезал в цепь их питания два преобразователя DC-DC.
132301
Первый — это повышающий конвертер MT3608, его входное напряжение может варьироваться от 2 до 24 вольт, самое то. Подстроечником я выставил промежуточное выходное напряжение в 15В и, измерив сопротивления этого делителя, заменил его постоянными резисторами.
135321
Не люблю я эти подстроечники, тем более там, где их сопротивление может сильно меняться, а у нас и влага, и перепад температур, и конденсат…
Дальше эти промежуточные 15В роняем до требуемых 12В другим конвертером, понижающим, на LM2596, и точно так же меняем регулировочное сопротивление на постоянный резистор.
141129
Теперь неплохо было бы все это запаять в термоусадку.
142826
И можно монтировать!

В принципе, все работает без нареканий. Но околонулевая погода пока не предоставляет возможности полномасштабных испытаний моих доработок. Будем ждать удобного случая. Надеюсь, еще в этом сезоне.