Выбрать страницу

Как там в народе говорится — «Держи ноги в тепле, желудок в голоде, а голову в холоде»? Вот все есть у снегоходчика: у кого горячее, у кого и погорячее, и ноги в тепле дыхания мотора. А у пассажира? Не все, наверное, об этом задумывались, но вот моя спутница постоянно мерзнет. Оно и понятно, ведь ручки ее кресла — голая сталь, а ноги на марше постоянно на ветру и ладно, если только снегом их закидывает. Нужен комфорт, а, значит, подогрев. Я еще в прошлом сезоне начал осторожные опыты, но неожиданно настала весна и все застопорилось. Правда, и нынешний сезон, едва начавшись, рискует скоро закончиться, но вдруг успеем? Тогда попробуем, покуда не поздно.


Надо сказать, что премудрости нет никакой. Это только кажется, что все очень сложно, но сложнее, в итоге, найти время для занятий, само же мероприятие — начального уровня.
Я достаточно много покопался в сети, чтобы понять, что готовых решений в моем частном случае нет. Вернее, есть и готовые ручки, напрессовываемые на руль, есть и пленочные греющие элементы, которые после укладки обжимаются и изолируются термоусадкой, есть и другие варианты, но все они требовали резки поручней ручек кресла. А я не хотел ничего портить и поступил проще.
Для начала, нужно купить в хозтоварах самую обычную спираль для электрических плиток с открытым нагревательным элементом. Я на пробу взял несколько штук, благо стоят они чуть больше одного проезда в автобусе, а где-то и того дешевле, и выбрал, кажется, полуторакиловаттную. На каждую ручку я отрезал примерно по 15 Ом, уже не помню, сколько это в метрах, но не суть. Штатные рукоятки на Котах имеют сопротивление около 10 и 20 Ом в каждом из режимов, и я остановился посередине.
Чтобы тепло не растекалось по трубе и не грело зря железку, сначала термоизолируем ее. Я ничего не покупал специально, а использовал то, что есть. На этот раз под рукой оказалась вспененная самоклеящаяся шумоизоляция.


Разумно было бы на нагреваемом участке поручня плотно намотать алюминиевый скотч. Это и не даст проплавить наш вспененный полиэтилен, и слегка рассеит тепло в межвитковые промежутки.

Фольга — проводник. Значит, нужна изоляция. Можно было бы и изолентой воспользоваться, но она хоть и рассчитана на восемьдесят градусов, лучше изолировать несколькими плотно намотанными слоями ленты фум.

Дальше — собственно намотка нихрома. Чтобы не ломать голову с отводом от противоположной стороны, можно намотать бифилярно, главное — правильно выбрать шаг.

Потом снова фум, и в один слой — изолента.


В принципе, на этом можно было бы и остановиться, но я решил уложить еще один слой фольги, на этот раз — пищевой. Естественно — потолще, чтобы тепло поровнее распределялось по всей поверхности.

Изолента на финишном этапе — не самый эстетичный вариант, поэтому сверху я намотал широкий черный скотч, тот самый, что используется для герметизации труб в сантехнике. Фото этой стадии нет, но что там смотреть то? Сам же рулон — на верстаке.
В итоге, у нас получается мягкий утепленный по всей длине поручень, часть которого — с электроподогревом.
Шнур от кресла болтается прямо под ним с небольшим запасом и подключается к бортовой сети  с помощью авиационного штепселя.

Розетка врезана в перегородку бардачка и подпаяна к шине переменного напряжения осветительной обмотки генератора, — желтому проводу, — прямо у разъема аксессуаров, тому, что у предохранителя под правой ногой. Можно было бы подключить в любом месте к любому желтому проводу потолще, так как, судя по схеме — любой желтый есть одно и то же, но так очевиднее и не забудешь потом. Масса, разумеется — черный провод от того же разъема для аксессуаров, брать ее под ближайшим болтом не стал. Провод уложен в гофре по трассе штатного жгута к задней блок-фаре и выходит в моторном отсеке под бензобаком. Протянуть его там — та еще незадача, но если нет желания возиться — можно расположить прямо под декоративными накладками.
Но как же греть ноги? Да примерно так же и тем же.
Берем войлочные стельки и все ту же нихромовую спираль. Я взял по три метра на 48Ом. Дальше — пытаемся все это равномерно уложить по всей площади стельки и фиксируем все это нитками.


В районе пальцев можно даже поплотнее.

Длину кабеля стельки выбрал такой, чтобы разъем mini-USB оказался в районе шнуровки.

А дальше выводить — кому как удобнее. Я в каждую штанину сделал отдельный провод, которые в районе талии соединяются в общий шнур. Сам кабель фиксируется в штанах на одной из штатных липучек и никуда не сползает. Штекер — из радиомагазина. Обычный, как на блоках питания. Он и контакт держит, и легко расцепляется, если забудешься и спрыгнешь со снегохода. Гнездо для штекера я сделал свободно болтающимся на поручне пассажирского кресла. Удобно получилось: сел, воткнул и забыл. И даже если не вспомнишь, что сидишь на линии, он не порвется от рывка.

Кстати, очень удобно не номер прикручивать к снегоходу, а наклейки наклеивать, причем, сразу на обоих бортах. В любом рекламном агентстве можно недорого заказать копии, идентичные натуральным, а сам регистрационный знак возить в бардачке под сиденьем. Даже с расстояния в два метра не отличить от оригинала, а уж на марше — тем более.

Поделюсь еще одной доработкой.
Есть такая беда — на холостых падает напряжение в бортовой сети настолько, что вырубаются мои дополнительные приборы: навигатор Garmin Montana и датчик температуры Koso EGT Meter. Я о них уже писал ранее в заметке Рыжий Кот, но там я подключался напрямую к +12В реле-регулятора. Чтобы приборы работали стабильно, я врезал в цепь их питания два преобразователя DC-DC.

Первый — это повышающий конвертер MT3608, его входное напряжение может варьироваться от 2 до 24 вольт, самое то. Подстроечником я выставил промежуточное выходное напряжение в 15В и, измерив сопротивления этого делителя, заменил его постоянными резисторами.

Не люблю я эти подстроечники, тем более там, где их сопротивление может сильно меняться, а у нас и влага, и перепад температур, и конденсат…
Дальше эти промежуточные 15В роняем до требуемых 12В другим конвертером, понижающим, на LM2596, и точно так же меняем регулировочное сопротивление на постоянный резистор.

Теперь неплохо было бы все это запаять в термоусадку.

И можно монтировать!

В принципе, все работает без нареканий. Но околонулевая погода пока не предоставляет возможности полномасштабных испытаний моих доработок. Будем ждать удобного случая. Надеюсь, еще в этом сезоне.