Выбрать страницу

Копаясь в архиве, нашел эту заметку, некогда открытую для доступа строго ограниченному кругу лиц, имеющему отношение к разработке новых моделей мелкоснегоходной техники.

Я уже рассказывал на страницах своего сайта о ряде переделок миниснегохода Динго от Irbis и неожиданном (сюр)призе за свои труды. Но тогда этим дело не ограничилось и мне предложили сотрудничество в виде прототипа детского снегохода с их стороны и предложений по его доводке в металле — с моей. Условие было одно: не раскрывать какое-то время планов компании и деталей отдельных проектов, что я добросовестно и соблюдал. Но уже два года минуло с того момента, как проект заморозили и год, как мне закрыли доступ на закрытый форум разработчиков, а потому считаю возможным поделиться своим опытом и взглядами на проблемы и решения, вдруг пригодится и умельцам.

Рассказ может показаться несвязным, поскольку это лишь рабочий материал, на который я ссылался при обсуждениях на форуме разработчиков, но мне удобнее было делиться отчетами здесь, а не «там». Как результат — эта заметка.

……………..

Итак. Что на этот час.
С кнопочкой блокировки ака чекой разобрался. Вернее, как — само все решилось, а ведь и не делал ничего. Видимо, наука о контактах.
Бензобак не так занижен, как мне показалось вчера, видимо на этапе сборки что-то было перекошено и горизонт оказался завален. Так что пардоньте.

Сиденье вполне себе, но сидеть приходится почти на самом срезе. Поэтому можно для вальяжного разъезда сделать выемку не так близко к бензобаку, она детям будет в самый аккурат. Но мы же не все — дети 🙂

А снежик оказался вовсе не детский. Как я уже говорил — он весьма харАктерный и имеет свой нрав. К управлению им еще нужно привыкнуть. Имея высокий центр тяжести и малую площадь «треугольника» опоры «лыжа-гуся-лыжа» под ним, все время норовит скинуть с себя седока. Навык приходит быстро, но я один раз завалился на бок. Оказывается, даже на средней скорости им нужно управлять уже активно, смещая центр тяжести и помогая рулем.

Руль, кстати, имеет недостаточный уверенности угол поворота, хотелось бы больше, да и реакция на руль далеко не всегда своевременная. Но на целине он прет, как водный мотоцикл. Раскачивая из стороны в сторону, чувствуешь, что именно плывешь, скользя по заснеженной глади!
Чтобы на скорости повернуть с малым радиусом, достаточно лишь слегка повернуть руль и завалить снежик на одну лыжу. Устойчивость нивелируется работой рулем в незначительных пределах, управление потерять достаточно сложно, тут еще постараться нужно.

Снега у нас пока немного, максимум — по колено, но зато свежего, мягкого, пушистого 🙂 Проверял на проходимость — даже в гору прет, как танк, буквально вынося в гору на спине.

И все бы хорошо, но просто замаялся я с проскальзыванием гуси. А ведь натягивал гусеницу перед выездом, честное слово! Но вот какое коварство кроется в конструкции:

Ну вот ни разу не параллелограмм! И при нагрузке неизбежно гуся ослабевает. Ну, хорошо, навалился на корму, затянул еще сильнее. И как быть?

Вариантов может быть несколько. Например, перенести верхний каток подальше, чтобы параллельность наклонных линий соблюсти и уйти от изменения натяга при различной нагрузке.

Казалось бы, дел на пару электродов, но мы же смотрим на статику ровной поверхности. Если снеж детский, и катаемся по укатанке, проблем ноль. А если у нас местность пересеченная? А если хочется погонять по горкам? Тут все гораздо хуже. Вот, сущий пустяк — совсем незначительный перепад высот, даже почти незаметный:

А имеем проскальзывание гуси и полную беспомощность:

Теперь только руками столкнуть можно и лишь потом ехать дальше. А почему так? А все очевидно:

Все та же артикуляция. Причем, — обратите внимание! — гуся аж провисла под собственным весом. Здесь более очевидны метаморфозы:

На самом деле все не так уж и плохо, нужно лишь на какое-то время отказаться от покатушек и взяться за болгарку и сварочник.

Мне кажется, достаточно перенести реактивные тяги вперед, возможно, что даже с таким же наклоном, но тут нужно смотреть. Перенести так, чтобы склизы качались на них по своему центру. Например, на ось амортизатора. Его, кстати, можно тоже перенести, но я пока оставлю на своем месте.

Что это даст? Это даст нам независимость. Независимость натяга гуси как от вертикальной нагрузки, так и от рельефа местности.
Кстати, снежик гораздо проще вычистить, завалив на бок.

В общем, лично мне план действий понятен, а там видно будет, главное — ввязаться в бой.

А вот, кстати, и первая статистика разведки боем:

Выше шести тысяч не крутил, и то не всегда, как-никак — обкатка 😉

А вообще — впечатления очень приятные! Благодарю разработчиков за предоставленную мне возможность заняться таким интересным и весьма увлекательным делом и внести хоть немного хоть чего-то от себя. И, по правде говоря, я примерно именно такой аппаратик и хотел бы себе смастерить. Когда-нибудь. В параллельном мире. А теперь мне стало реализовать свою маленькую мечту совсем просто. Как там статус-бар при загрузке? Completed 97% Вот примерно так 🙂

Если что-то забыл — потом дополню. А сейчас пора по делам. Да и снегу навалило, поупражняюсь немного со снегометом.

……………..

Давненько мы не брали в руки шашек (с)

Итак, с чего начнем? В прошлый раз мне что-то не понравилась ходовая, на не шибко пересеченной местности проскакивала гуся и все такое. Вот ею и займемся.

Но сначала несколько оговорок. Во-первых, я в снегоходном деле лишь второй сезон и большого опыта не имею, поэтому прошу отнестись с известным пониманием. Во-вторых, за кадром что-то, да и останется, пусть это подразумевается, как должное. В-третьих, все делал по своему собственному пониманию задачи через призму конкретных проблем, не взирая на чужой опыт и взгляды. Я вообще редко забиваю голову чужими навязчивыми идеями, поскольку до этого мне в голову вбил мой научный руководитель (НИРФИ, Н.Новгород) другую: «У ученого не должно быть никаких авторитетов, иначе он будет ограничен ими и прекратит свой рост». Поэтому если где-то пойду в разрез общепринятым догмам — уж не взыщите. Ну, и в-четвертых, «Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет» (с)

Задняя подвеска. Тележка. Накладки склиз. Ну, все видели, насколько криво они прикручены. Никакой боковой поддержки и скобы неизбежно скребут по железу, соревнуясь, что чего пережует. Ладно это прототипы, мы то исправим, а в серии что будет? Здесь и далее полагаем, что замечания будут контролироваться в серийном производстве.

Кем и какими руками варилась конструкция — дело второе, но все, что можно было приварить, приварено криво. Хоть каждый шов режь и переваривай по-новой.

Зато все оси были длиннее втулок, обеспечивая им свободный ход.

Развальцовку я решил убрать мягко, безо всякого зубила и кувалды, благо металл мягкий и податливый.

Но вот второй каток пришлось выпрессовывать электричеством. Кстати, неплохо получается, советую. Главное — не стрелять от пуза, а короткими очередями.

Ну и перед тем, как все распилить, неплохо было бы снять основные размеры. Я сделал это самым простым способом — очертил проекцию прямо на столе. Удобно — все рядом и натуральную величину.

Про карандаш в стакане уже говорили, нужно исправлять. Это и износ, и гуляющая геометрия подвески. И поди потом угадай, откуда что может вырасти.

Перенесу вперед передние катки. Кому как, а мне не очень нравится, когда гуся ломается на склизах под таким большим углом. Ударные нагрузки на скобы, на накладки, износ и шум. Есть же колесо! Пусть и работает. Пилится по шву отменно, диск только нужен потоньше. Я использовал 125х1,6.

А теперь загнем носки повыше. В идеале неплохо было бы сделать по радиусу ролика, но лично у меня на быстросваренном трубогибе не хватило сил хоть немного склизы загнуть. Поэтому просто сделал пропилы и проварил швы. Радиус получился совсем не тот, но я сразу оговорился про пианиста, так что буду теперь уж с такими, ничего не попишешь.

Задние ролики, кстати, тоже переварю, поскольку висят слишком высоко и до гуси не достают. Тем более, что хотел подрезать кронштейн, дабы скобы не грызли его. Вот сразу двух зайцев и пристрелю. И на всякий случай проварю упор натяжителя. Он, конечно, не отвалился бы и так, но уж как-то угрожающе он гнется.



Вроде бы, из того, что можно сделать без расчетов, сделал. Теперь пора прикинуть тактику дальнейшего действа. Я, конечно, не настолько отсталый, чтобы не знать, что такое САПР или CAD, но, как там говорил комэск Титаренко: «В бою сапог надежнее» (с) Поэтому тупо накидал эскиз новой схемы в М1:1 и прикинул ее оптимальные параметры в различных условиях. Вариантов было несколько, выбрал самый удачный и перечертил с максимальной точностью. Его и взял за основу. Что было критерием? Постоянство натяга гуси,  за него же боремся.

Ну-с, переносим линии из мела в железо. Варим кронштейны реактивных тяг. Это равнополочный 25 уголок. Не забываем про геометрию, постоянно контролируя все размеры и отсутствие хоть каких-то перекосов.

Теперь кронштейн амортизатора. Если раньше он был закреплен на тягах сверху, теперь перенесем его вниз. Он по-прежнему будет передавать всю нагрузку на середину склиз для равномерной загрузки всей площади опоры с грунтом. Он выполнен из фрагмента домкрата от классики, того самого, что принимал участие в переделках прошлогоднего Динго.

Укорачиваем сами реактивные тяги. Про тщательный контроль геометрии на каждом этапе помним и больше не упоминаем. Сталь хоть и тонкая, но дугой варится без осложнений. Полуавтоматом было бы проще, но что-то я побаиваюсь их, там же газ какой-то нужен? Мне проще уж вот так.

Ну вот, уже хоть что-то. Теперь покрасим то, что уже готово, и приступим к частичной сборке.

Например, попробуем поставить правильно накладки склиз. Портативная газовая горелка позволяет без особых трудностей исправить кривизну нарезки, но до конца я ее побороть не смог.

И попробуем собрать тележку и полюбоваться промежуточными результатами. Кому как, а мне нравится. Лаконичная схема.

А вот дальше более кропотливая работа — монтаж на раму. Эх, нет у меня стали на кронштейн, и смех, и грех: придется резать тяпку. Кстати, здесь от нее пользы больше будет. На всякий случай сварил вместе две полосы от транспортировочной тары, но не понадобилось.

Приваривая новый кронштейн, не забываем, что еще и болт нужно как-то прикрутить, и оставляем запас для ключа. Я подложил как калибр пилку от лобзика под набор шайб. Получилось неплохо.

Положение второго кронштейна на другом борту я выверял наскоро сделанной из салазок для серверов HP приспособой по типу нутримера.


Теперь задача нетривиальная: верхний кронштейн амортизатора. Он должен быть и крепким, и съемным, и позволяющим менять жесткость подвески. Для изготовления применил все тот же домкрат, профильную трубу 40х20 и 20 уголок. Почему именно их? Мне так было удобнее чисто из технологических соображений. Главное — обеспечить пространственное положение «домкрата».

Трубу зафиксировал шпилькой в освободившихся отверстиях старого кронштейна реактивных тяг, а для уголка под болты просверлил новые. Отверстия под амортизатор рассверлены по дуге.

Монтируем?

Теперь, подвесив корму на цепи, посмотрим, что стало с артикуляцией подвески. Будем имитировать неровности подкладыванием предметов. Амортизатор, понятное дело, свободен.

Как видите, имитируется не только статика в ненагруженном состоянии, но и динамика. Натяжение практически во всех положениях постоянно. Разве что при поднятых задних катках натяжение гуси растет. Но тут я что-то недосмотрел. Вернее, на схемах при этом положении натяг падал, и я перенес ось качания склиз чуть назад. Видимо, через чур. Но все-равно, результат очевиден.



Тем не менее, осадочек остался. Ну как же так? Ведь хотел сделать пару юстировочных отверстий на нижнем кронштейне тяг! Забыл. Но что нам мешает нарастить и насверлить? Делов буквально на четверть часа, разве что кисточка уже засохла.

Проверим работу подвески снова. Обратите внимание на провис гуси под склизами как индикатор натяга.





Ну, каково? Стоило оно трех дней неспешной работы в удовольствие? Посмотрим на испытаниях, картинки то картинками, а то «Как все просто удается на словах и на бумаге, как легко на гладкой карте стрелку начертить…» (с)

В выходные обкатаю. Если кто-то захочет проанализировать или повторить конструкцию, привожу основные замеры.

Ну а теперь немного свободной программы.

Здесь я раскурочил курок газа, и не спрашивайте, чего мне это стоило. Уж лучше черную сталь варить, чем ковыряться в этом люминии.

Поставил свой свет: прожектор и две фары рабочего света.

Выкинул недавно купленный топливопровод, что успел за несколько дней дать течь сразу в двух местах и поставил шланг от классики.

Теперь про шум. Выяснил, что дикий грохот и звон при вибрации идет всего от двух источников: дюралевого листа и батареи. Решилось просто: прокладкой, что забыли поставить, и хомутом. Теперь слышен только рык глушителя и шипение всасывающего патрубка.

Кстати, закрыл карб дорнитом, той еще диковинкой в наших краях. То ли дело на северах, чего только из него не делали в свое время.

Осталось прибраться. Отпуск закончился.

Это я пылесосил. Сразу видно, сколько пыли и крошек от «сваринга и болгаринга» (с), а в углу еще гора от «пилинга и сверлиллинга» 🙂

И.. Все! Шлагбаум поднят!


Можно было бы и прокатиться, «Но график, у меня есть график, а все, что не по графику — нафиг, нафиг, нафиг…» (с) Не сегодня. Сегодня у меня фотоотчет.

Спасибо, что осилили. И, что там было про пианиста? Вот-вот!..

……………..

На выходных, — теперь уже не помню каких, погода нелетная совершенно, — устраивали со старшим тест-драйв переделки Малыша, — но меня почему-то все время так и тянет назвать его Кузнечиком! — и есть некоторые замечания по новому варианту подвески. В частности, хотел заскочить на отвал снега после трактора, мелкий то у нас с претензиями! 😉 Вот, думаю, дай-ка запрыгну на бруствер высотой почти с колено, благо, тогда снег был мокрый и рыхлый. Лыжами то заскочил, передок поднялся, а и без того крутой подъем гуси стал еще больше, если вообще не с обратным уклоном, склизы на рычаге пошли вместе с гусей назад и уперлись в раму, вырвав с мясом катафот. Встал.

Мало кто так будет аппарат насиловать, но мало ли! Это хоть и запредельный режим, но не ведущий к поломке, а просто ограничивающий возможности аппарата. Поэтому ограничитель нужен. Но какой! Сейчас расскажу.

Сначала покатались на мелком по министадиону, где снега тогда было по то же колено и такого же тяжелого, рыхлого и мокрого. Сын первый круг ехал осторожно, второй — посмелее, ближе к пятому я подумал о монголе, что родился в седле. Мне стало скучно и я взял Динго, катаясь следом за Малышом и наблюдая за поведением аппарата на разных режимах.

И вот что заметил: на более-менее укатанных участках или по твердой поверхности подвеска повторяет все моментально изгибы, напоминая поведением стрелку сейсмографа в пик активности. С одной стороны, это хорошо, ведь пятно контакта всегда максимально, чего же боле? Но зачем нам это на марше? Ведь, ныряя носками склиз в углубление, тут же получаем удар о подъем и нервную отдачу в раму.

Так и напрашивается амортизатор между осью передних роликов и верхней осью реактивных тяг, он же — ограничитель хода подвески. Разве что не сыскать такого, чтобы по гидравлике его рабочий ход был мягче отдачи, мне всегда встречались мягкие именно на обратный ход. Вчера присматривался к ассортименту нашей розницы, есть недорогие, порядка четырехсот рублей, варианты с ходом поршня порядка пяти сантиметров, но с пружиной. Если не найду амортизатора с нужной характеристикой, придется ставить его на ось задних катков.
Но купил сегодня понравившийся амортизатор за 412р:

И именно мягкий рабочий ход и тяжелый обратный на отбое, что и искал. Прикинув требуемый ход подвески, приварил казалось бы уже ставший рудиментом кронштейн и собрал. Сорри, что нет фото самого процесса, да это и не нужно, все понятно без слов:

Ограничитель специально не ставил сразу, чтобы понять возможности конкретного экземпляра, и понемногу я эти границы узнал и могу что-то теперь делать. А стропа хоть и проста, но тоже условность. Амортизатор лучше, так как будет держать артикуляцию на мелких неровностях на марше и ограничивать подвеску на экстриме.

Кстати, интересное наблюдение: у нас же нет сзади зубчатых колес, и через пустые окна гуси интенсивно забрасывается снег на подвеску. Может быть, отражатели какие поставить? А то снег тут же утрамбовывается и слеживается в большой сугроб, смазки он прибавляет немного. Хотя, даже удобно чистить потом — комки же 🙂

А это не из этой темы, это я делал для Кота:

Теперь его можно катать по сухому и даже кататься 🙂

Пока не сошел хоть немного выпавший снег, решил вырваться на просторы. Славно покатался. Не знаю, как будет после метелей, но сегодня искренне собирался засесть или найти место, где кончается дорога для мелкого. Тщетно. Напрыгался, наманеврировался так, что теперь будут ноги гудеть, а ведь на нашем можно только на полусогнутых, просто так не усидеть:


Думал, не заберусь в эту горку, но следы от квадрика подтолкнули к штурму. Запрыгнул почти без разбега. Думал, что случайно, но нет — повторил без проблем. Но тряска дала знать о себе: вывинтился винтик сиденья и оно отвалилось далеко в полях, хорошо, что сразу заметил. А ведь подтянул перед выездом.

Почти отломился кронштейн фар. Но я сам знал, что так и будет, ведь масса большая, а я поленился приварить полосу покрепче. Лопнул китайский хомут, удерживающий батарею. Тоже ожидаемо, но чтобы так скоро…

На обратном пути забрался на длинную и крутую горку, с которой катаются сноубордисты. А ведь просто ехал домой не спеша сидя на отвинченной сидушке, придерживая ее собой, а тут эти, с монолыжами, хихикают, дескать…

Ну, я так подумал-подумал, что давно хотел и свернул, как Буратино к кукольному театру… Короче, забрался не поперхнувшись на самый верх, а он коварный, почти с отвесным уклоном, да еще после досок и детских поджопников скользкий… Готов был развернуться в любой момент и уже просчитывал траекторию, но забрался. «У, бля!.. — сказали мужики» (с) Так что есть чем гордиться, есть.

Но по реке, на ровной поверхности, на монотонных перегонах скучно. Реву много, пыли — мало. Я потом по своему же следу на большом катался — так совсем другое дело! Нужно, нужно иметь и повышенную передачу, хотя бы на ограниченной части серии. Или продавать комплекты для энтузиастов, чтобы сами переделывали. Может обеспечите набором за мой счет? И инструкцией.

Плюс два. Не перегревался, хотя бороздил подолгу и тяжело. Снег на картере плавился, но не кипел.

Управляемость без претензий с моей стороны. Может не знаю, как еще бывает?

Набалдашник КПП свинтил, уж очень он массивный и болтается так, что вот-вот сломает вал.

Глушитель, вернее, трубу, обмотал наскоро, чем пришлось, лишь бы не жечь штаны и ботинки. Нужен щит!

Самопроизвольно ослабла гуся, хотя затягивал все гайки. Понаблюдаю.

Пропадает контакт на подогреве ручек. Разбирать не стал узел выключателей, пока работает не полезу, пусть уж доломается.

Вроде бы пока все.

Амортизатором доволен, нигде тележку не выворачивало, сильно пересеченная местность уже не так сильно играет на оборотах движка, а раньше постоянно они скакали в такт ямам туда-сюда. Но тут нужен взгляд со стороны. Поживем — посмотрим.

ЗЫ.Пытался найти фото этой горы в архиве, но так и не нашел. Только эти, урывками, так, в плане лирического отступления, ну и погодка почти такая…

Пять фото: вид сверху, с того берега, с пляжа. Ну и снег…



……………..

Продолжаем разговор (с)

Я же рассказывал, что почти отломился кронштейн фар. Решил сегодня немного заняться перед уездом. Поскольку крепление сделал под хомут рулевой колонки и его все-равно пришлось снять, попробовал вынуть колонку, ничего более не разбирая. Ну, мало ли, до клапана добраться или крышку снять. Не получилось, хотя еще немного и…


В принципе, немного подпилить болгаркой и все станет проще, но сегодня так не хотелось заниматься всей этой мелочевкой, что просто взял ключ и развел ограничители в стороны, расширив углы поворота лыж. Действительно, тяги стали упираться в амортизаторы:


Что же делать? Мне даже думать сегодня было лень и я просто выгнул рулевые тяги даже не примеряясь в месту. Угол поворота лыж теперь как на фото. Пресловутый уголок уже не мешает. Зато мешает бак. Впрочем, совсем немного. Посмотрю по эксплуатации, если будет протираться дырка, загну все как было.


На одном из фото виден двигатель. Я так понимаю, у нас на руках два варианта?

……………..

На этом, — увы! — моя доработка этого замечательного аппаратика была закончена. Но уже почти новый год, и на улице уже почти зима, хотя на выходные снова обещают плюс и все снова может растаять, а, значит, наступает новый снегоходный сезон. Значит, еще покатаемся, и, возможно, я снова что-нибудь да и переделаю. Посмотрим. Будущее не предопределено (с) и Да прибудет с нами сила! (с)