Выбрать страницу

Ну вот, добрался я, наконец то, и до ксенона. Не то, что бы мне не хватало штатного света, — отнюдь! — но когда вокруг становится светлее — всегда приятно!

Уже с месяц, как я прикупил комплектик с лампами на 4300К, но пришлось чередовать покатушки, эксперименты и серые будни, время шло.

Блоки розжига — super slim, даже не знаю, какой именно no name, но, как уверял продавец, на широкий диапазон напряжений питания. В принципе, они даже при падении до шести вольт сохраняли работоспособность, хотя лампы горели уже тускло и подмигивали, но это уже запредельный режим, на марше ничего подобного уже не будет.

Питание берем прямо от проводов, идущих к лампам ближнего света. Переменку нужно выпрямлять, но чтобы не терять крохи вольт при падении напряжения на диодах выпрямителя, мостик решил собирать на диодах Шоттки, выпаянных из неисправных компьютерных блоков питания.

213249

Сглаживающий конденсатор при макетировании зажал прямо в клеммах ксенона.

220326

Блоки очень тонкие и идеально размещаются в углублениях между ребрами жесткости панели приборов прямо под фарами.

004110

Заводим. Все заработало! Да, подмигивало на холостых, если те падали меньше тысячи. Нужно регулировать, знаю. Но работало! Первый же выезд показал, что на прогонах, когда обороты близки к максимальным, фары тухли. Переключаясь на дальний и обратно — загорались снова, но потом опять тухли. Выяснилось, что это срабатывает защита, когда на входе блоков ксенона напряжение переваливает за 15В. На оборотах, чуть выше холостых и до примерно четырех с чем-то, почти до пяти, свет ровный и яркий, вообще без претензий.

На snowmobile.ru уже приводили пример, где вместо сглаживающего конденсатора использовался конденсатор для автомобильной аудиотехники. Мне не так давно именно такой и попался в одном из автомагазинов, и я купил как неликвид конденсатор Supra на 1Ф по смешной цене. Наскоро подпаял к стенду и проверил — работает! Но, опять же, с замечаниями. Не знаю, как у других, но у меня ксенон не хотел стартовать, если напряжение на входе возрастало плавно. А иначе и быть не могло, ведь оно растет лишь после запуска двигателя, причем, в наших масштабах времени, медленно — емкость то внушительная! Значит, сделаем по-другому. На реле.

164907

Поскольку в панель приборов кроме блоков розжига я ничего не хотел больше впихивать, все навесные компоненты повесил на раме подкапотного пространства, а огромный конденсатор спрятал по левому борту за глушителем впуска. Там на наших котах есть карман в аккурат по его габаритам.

Прежде всего, берем переменку с осветительной обмотки генератора. Это желтый провод. На нем висит вообще все: и фары, и подогрев, и даже реле-регулятор, если мне не изменяет память, питающий постоянкой приборную панель. Переменное напряжение выпрямляется на мостике VD1. Он может быть любым на ток от 10А, но у меня оказался под рукой на 50А и 1000В в металлическом корпусе. На одном из фото ниже он будет виден. Мостик на Шоттки я не стал использовать, поскольку тот был слишком громоздким для нового расположения. Выпрямленное напряжение сглаживается и «накапливается» на С1. Это будут наши «чистые и честные» 12В для питания ксенона.

Почти как аккумулятор, — но лучше! — на которые многие ксенон и вешают, не особо задумываясь о последствиях. Почему же и я не подключился к аккумулятору через то же реле? У нас три обмотки генератора — зажигания, осветительная и зарядная обмотки. Причем, зарядная — на сравнительно малый ток, лишь бы компенсировать разряд аккумулятора после пуска стартером. Кто не верит — посмотрите ее сопротивление. Зато осветительная обмотка — чуть ли не десятая Ома. И фары питаются именно от нее.

А вот дальше у нас идут тонкости коммутации. Питание на блоки розжига коммутируются контактами К1.1 силового автомобильного реле К1, которое включается в свою очередь через контакты К2.1 промежуточного реле К2. Реле К2 срабатывает при появлении напряжения на проводе ближнего света фар, то есть когда на руле переключаемся на ближний. Диодный мостик, как и оно само, могут быть любыми маломощными. Можно повесить сглаживающий конденсатор С2. У меня уже был собран этот блок, когда хотел запитать навигатор и датчик температуры, но в тот раз я от него отказался, зато сейчас — именно то, что нужно.

154954_s

К слову, можно было бы вообще и одним реле обойтись, но мне просто лень было искать другой мостик для VD2,  а тот, что на фото выше, был подобран именно под это слаботочное промежуточное реле.

Запитываем реле К2 с ближнего света фар — это белый провод у колодки, ведущей к приборке. Я взял и силовое питание с желтого, и сигнальный ближний с белого, и массу с черного прямо у этого самого разъема.

115823

А вот и силовое реле К1, и силовой диодный мостик VD1 для питания ксенона. Чтобы мостик меньше грелся, я посадил его на термопасту, хотя это и лишнее.

134233

Рядом со штатным разъемом виден и второй, четырехконтактный, с желтым уплотнителем. Я его использую для подключения прикуривателя напрямую к аккумулятору, об этом я писал уже в одной из заметок ранее, а теперь и для подачи питания на ксенон, XS1 по схеме.

134900

Вот теперь можно собирать снятую обшивку обратно и пробовать в условиях, приближенным к боевым.

134838

Прогон на стенде теперь не выявил никаких осложнений и даже обороты под шесть тысяч так и не добавили напряжения на нашем супер-конденсаторе не то, что пятнадцати, но даже свыше тринадцати вольт. Возможно, это следствие применения диодной сборки с куда большим падением прямого напряжения, нежели на диодах Шоттки. На низких холостых оборотах напряжение проседало почти до шести, о которых я уже оговорился в самом начале заметки, но это уже не критично.

135829

Эх, прокатиться бы с ветерком, но пора собираться — отпуск. Здесь — плюс два и дождь по стеклам, подтаял снег, вода на льду по всей реке, куда ни посмотри, а…

"Мне надо, где сугробы намело,
Где завтра ожидают снегопада,
А где-нибудь все ясно и светло, 
Там хорошо, но мне туда не надо" (с)