Теплый Кот

Как там в народе говорится — «Держи ноги в тепле, желудок в голоде, а голову в холоде»? Вот все есть у снегоходчика: у кого горячее, у кого и погорячее, и ноги в тепле дыхания мотора. А у пассажира? Не все, наверное, об этом задумывались, но вот моя спутница постоянно мерзнет. Оно и понятно, ведь ручки ее кресла — голая сталь, а ноги на марше постоянно на ветру и ладно, если только снегом их закидывает. Нужен комфорт, а, значит, подогрев. Я еще в прошлом сезоне начал осторожные опыты, но неожиданно настала весна и все застопорилось. Правда, и нынешний сезон, едва начавшись, рискует скоро закончиться, но вдруг успеем?
Тогда попробуем, покуда не поздно.

Снегоход XT570

Надо сказать, что премудрости нет никакой. Это только кажется, что все очень сложно, но сложнее, в итоге, найти время для занятий, само же мероприятие — начального уровня.
Я достаточно много покопался в сети, чтобы понять, что готовых решений в моем частном случае нет. Вернее, есть и готовые ручки, напрессовываемые на руль, есть и пленочные греющие элементы, которые после укладки обжимаются и изолируются термоусадкой, есть и другие варианты, но все они требовали резки поручней ручек кресла. А я не хотел ничего портить и поступил проще.
Для начала, нужно купить в хозтоварах самую обычную спираль для электрических плиток с открытым нагревательным элементом. Я на пробу взял несколько штук, благо стоят они чуть больше одного проезда в автобусе, а где-то и того дешевле, и выбрал, кажется, полуторакиловаттную. На каждую ручку я отрезал примерно по 15 Ом, уже не помню, сколько это в метрах, но не суть.
Штатные рукоятки на Котах имеют сопротивление около 10 и 20 Ом в каждом из режимов, и я остановился посередине.
Чтобы тепло не растекалось по трубе и не грело зря железку, сначала термоизолируем ее. Я ничего не покупал специально, а использовал то, что есть. На этот раз под рукой оказалась вспененная самоклеящаяся шумоизоляция.

Самодельный подогрев ручек пассажира

Разумно было бы на нагреваемом участке поручня плотно намотать алюминиевый скотч. Это и не даст проплавить наш вспененный полиэтилен, и слегка рассеит тепло в межвитковые промежутки.

Самодельный подогрев ручек пассажира

Фольга — проводник. Значит, нужна изоляция. Можно было бы и изолентой воспользоваться, но она хоть и рассчитана на восемьдесят градусов, лучше изолировать несколькими плотно намотанными слоями ленты фум.

Самодельный подогрев ручек пассажира

Дальше — собственно намотка нихрома. Чтобы не ломать голову с отводом от противоположной стороны, можно намотать бифилярно, главное — правильно выбрать шаг.

Самодельный подогрев ручек пассажира

Потом снова фум, и в один слой — изолента.

Самодельный подогрев ручек пассажира
Самодельный подогрев ручек пассажира

В принципе, на этом можно было бы и остановиться, но я решил уложить еще один слой фольги, на этот раз — пищевой. Естественно — потолще, чтобы тепло поровнее распределялось по всей поверхности.

Самодельный подогрев ручек пассажира

Изолента на финишном этапе — не самый эстетичный вариант, поэтому сверху я намотал широкий черный скотч, тот самый, что используется для герметизации труб в сантехнике. Фото этой стадии нет, но что там смотреть то? Сам же рулон — на верстаке.
В итоге, у нас получается мягкий утепленный по всей длине поручень, часть которого — с электроподогревом.
Шнур от кресла болтается прямо под ним с небольшим запасом и подключается к бортовой сети с помощью авиационного штепселя.

Разъем для подключения подогрева ручек снегохода

Розетка врезана в перегородку бардачка и подпаяна к шине переменного напряжения осветительной обмотки генератора, — желтому проводу, — прямо у разъема аксессуаров, тому, что у предохранителя под правой ногой. Можно было бы подключить в любом месте к любому желтому проводу потолще, так как, судя по схеме — любой желтый есть одно и то же, но так очевиднее и не забудешь потом. Масса, разумеется — черный провод от того же разъема для аксессуаров, брать ее под ближайшим болтом не стал. Провод уложен в гофре по трассе штатного жгута к задней блок-фаре и выходит в моторном отсеке под бензобаком.
Протянуть его там — та еще незадача, но если нет желания возиться — можно расположить прямо под декоративными накладками.
Но как же греть ноги? Да примерно так же и тем же.
Берем войлочные стельки и все ту же нихромовую спираль. Я взял по три метра на 48Ом. Дальше — пытаемся все это равномерно уложить по всей площади стельки и фиксируем все это нитками.

Самодельные стельки с электроподогревом
Самодельные стельки с электроподогревом

В районе пальцев можно даже поплотнее.

Самодельные стельки с электроподогревом

Длину кабеля стельки выбрал такой, чтобы разъем mini-USB оказался в районе шнуровки.

Самодельные стельки с электроподогревом

А дальше выводить — кому как удобнее. Я в каждую штанину сделал отдельный провод, которые в районе талии соединяются в общий шнур. Сам кабель фиксируется в штанах на одной из штатных липучек и никуда не сползает. Штекер — из радиомагазина. Обычный, как на блоках питания. Он и контакт держит, и легко расцепляется, если забудешься и спрыгнешь со снегохода. Гнездо для штекера я сделал свободно болтающимся на поручне пассажирского кресла.
Удобно получилось: сел, воткнул и забыл. И даже если не вспомнишь, что сидишь на линии, он не порвется от рывка.

Кстати, очень удобно не номер прикручивать к снегоходу, а наклейки наклеивать, причем, сразу на обоих бортах. В любом рекламном агентстве можно недорого заказать копии, идентичные натуральным, а сам регистрационный знак возить в бардачке под сиденьем. Даже с расстояния в два метра не отличить от оригинала, а уж на марше — тем более.
Поделюсь еще одной доработкой.
Есть такая беда — на холостых падает напряжение в бортовой сети настолько, что вырубаются мои дополнительные приборы: навигатор Garmin Montana и датчик температуры Koso EGT Meter. Я о них уже писал ранее в заметке Рыжий Кот, но там я подключался напрямую к +12В реле-регулятора. Чтобы приборы работали стабильно, я врезал в цепь их питания два преобразователя DC-DC.

Преобразователи напряжения

Первый — это повышающий конвертер MT3608, его входное напряжение может варьироваться от 2 до 24 вольт, самое то. Подстроечником я выставил промежуточное выходное напряжение в 15В и, измерив сопротивления этого делителя, заменил его постоянными резисторами.

Преобразователи напряжения

Не люблю я эти подстроечники, тем более там, где их сопротивление может сильно меняться, а у нас и влага, и перепад температур, и конденсат…
Дальше эти промежуточные 15В роняем до требуемых 12В другим конвертером, понижающим, на LM2596, и точно так же меняем регулировочное сопротивление на постоянный резистор.

Преобразователи напряжения

Теперь неплохо было бы все это запаять в термоусадку.

Преобразователи напряжения

И можно монтировать!
В принципе, все работает без нареканий. Но околонулевая погода пока не предоставляет возможности полномасштабных испытаний моих доработок на морозе. Будем ждать удобного случая. Надеюсь, еще в этом сезоне.

Другие заметки на тему:

Оцените статью
В глубинах резкости
Добавить комментарий

  1. Максим

    Добрый день! В поисках информации по Arctic cat 570 xt наткнулся на ваши публикации. Очень понравилось и заинтересовало. У меня есть проблема с Котом. Перестала работать приборка. При запуске отображается надпись «LCD» ниже шкала, как регулировка яркости и все. Кнопки не действуют, надпись не пропадает даже при выключении питания, сбрасывается только отключением батареи. Большая просьба подсказать в каком направлении копать, заранее спасибо. Если скажите как связаться, есть фото, видео.
    Максим.

    Ответить
    1. Alias автор

      Давно не заглядывал сюда и не сразу увидел вопрос.
      Сложно что-то рекомендовать удаленно. Думаю, нужно вскрывать и смотреть саму панель, что там может быть, а вариантов немало: от контактов до микроконтроллера. К сожалению, я в данном случае не советчик, увы.

      Ответить