Ну, вот и добрались почти до самого главного в истории о том, как рос Динго. Но сначала поговорим о его движителе — гусенице.
Итак, стоковая конструкция, продиктованная строгими рамками ТЗ, меня мало устраивала, и бонус в виде возможности уложить гусеничный блок в багажнике десятки мне ровным счетом ничего не давал. Кроме того, угол атаки был откровенно говоря условным, да и само пятно контакта гусеницы с грунтом с нашей короткой гусей оставляло желать лучшего, разве что найти подлиннее от Рыбинки. Вывод ясен — переделать под себя, не забывая, что куплен был именно конструктор, и наши руки — не для скуки.
Для достижения желаемого результата меры должны приниматься комплексные, и одна из стоящих (ударение на любой слог) задач — поднять гусеничный блок, обеспечив тем самым приемлемый угол атаки.
Подъем, или лифтинг, как его называют, можно сделать по-разному, например, проставкой между кронштейнами тележки и склизового блока. Я же первоначально попробовал скомбинировать и переставить вал верхних катков на рессоры сверху, плюс проставка, наскоро выполненная из фрагментов винтового домкрата от классики, позволяющая, к тому же, сохранить возможность натяжения гусеницы штатными средствами.
Общая высота лифтинга таким образом составила 70мм — 40 на валу и 30 на проставке.
Если оставлять в моем случае, как есть, то на кронштейн тележки будет действовать выламывающий момент, поэтому вместо левого на фото болта я хотел ставить длинный, чтобы упирался в тележку, компенсируя все моменты.
Понятно, да? Болт шляпкой упирается в раму, гайкой упираемся снизу в проставку, сверху затягиваем соединение. Ослабляя два правых по фото болта, можем регулировать натяг штатным натяжителем.
Но, как видим, склизовый блок значительно сместился назад относительно штатного расположения, гусеница то стала длиннее на семь шагов. И вместе с этим теперь поменялась развесовка между собственно гусеницей и лыжами, и вовсе не в пользу последних, вот какая штука получается. Стало быть, вал верхних катков, передающий часть веса снегохода на гусеницу, нужно сместить обратно относительно рамы гусеничного блока, то есть как можно дальше вперед, но без фанатизма, иначе склизы будут задевать за ведущие звездочки. Поэтому логичным было бы переварить ведомые звезды ,чтобы выбрать увеличившуюся длину гуси.
Кроме того, ось раскачивания склизового блока, будучи перенесенной вертикально вверх на 40мм с прежнего положения из-под рессор на них сверху, достаточно сильно удалилась от мнимой плоскости, проходящей через оси передних катков и ведомых звезд гусениц, а значит, при раскачивании, например, на пересеченной местности, будет сильно меняться натяжение гусеницы. А это уже не шуточки, так как она может попросту слететь в самый ответственный момент.
Почему же так влияет на натяжение? Да потому, что склизовый блок образует треугольник с вершинами в передних катках, задних ведомых звездочках, и на валу верхних катков, на который опирается тележка. И чем больше высота этого треугольника, тем больше гуляет натяжение гусеницы при его раскачивании.
Именно поэтому разработчик занизил ось, сделав высоту мнимого треугольника минимальной, и нам нужно поступать так же. Примерно так:
Ведомые звездочки смещены назад на 140мм, площадь пятна контакта выросла на четверть. Гусеница по грунтозацепу выступает за край площадки тележки на 14см. Учитывая, что рым — 40мм, габариты увеличились на 10см. Лично для меня это не критично.
Но, как видим, гусеница провисает. Это нужно исправлять перестановкой верхних катков. Если их поставить в точке, как на следующем фото, то при любых качаниях склизового блока натяжение гусеницы остается постоянным. Подъем на 80мм сымитирован болтами:
Насколько я понимаю, стоковый вариант хоть и плоский (по окну просвета), но сбалансированный, поэтому при любых вариантах лифтинга нужно принимать и контрмеры против неравномерного натяга при раскачивании склизового блока.
Впрочем, уже вспоминали.
Идем дальше. Сказано — сделано:
Опорный кронштейн тележки гусеничного блока разрезан и переварен на вставленном листе металла, верхние катки перенесены со склизового блока на приваренные к раме кронштейны, колею между верхними катками сократил, чтобы не встретились с нижними или листами рессор. Вал — оцинкованная 20мм шпилька из хозмага, кронштейны — проушины для амбарных замков. Все крепко, добротно, и будет в ближайшее время испытано в боевых условиях.
Думаю, что модифицированный вариант гусеничного блока хорошо сработается с третьей лыжей-защитой, установленной ранее:
Кроме того, поставил проставки на амортизаторы, получился подъем передка на 45мм:
Попробовал подложить под лыжи профильную трубу 60х40 и посмотреть, как будет с добавкой еще на 40мм и понял, мне бы было теперь достаточно нарастить валы на 40мм. Получится почти, как подъем тележки, там вышло 80мм.
В заметке о передней подвеске «Врозь носки и вместе пятки» я уже говорил о том, как влияет нагрузка передней подвески на углы установки лыж, и что рулевые тяги должны быть параллельны рычагам, но это не панацея, ведь у нас один рычаг, а не два, и кулак качается вместе с рычагом, поэтому углы будут гулять все-равно.
Вариантов два: переварить подвеску в двухрычажную, либо опустить тяги ниже. К слову, достаточно опустить лишь шарниры рулевых тяг на рулевой колонке как можно ближе к сайлент-блокам рычагов, и это может решить проблему почти полностью.
По большому счету, было бы неплохо нарастить длину рычагов и тяг, увеличив колею до того же Каюра, да и лыжи поставить покрупнее, так как если уж резать, так резать! Возможно, позже этим и займусь, а сейчас — в поля, на ходовые испытания.
Домашние всё удивляются: «Это ж надо было купить снегоход, чтобы потом его переделывать вместо того, чтобы ездить?» А я отвечаю: «Понимаете, без гравицапы пепелац только ТАК летает. А с гравицапой…» Мне же не до лунок нужно перемещаться, как говорится в ТТХ, а поиграть, поползать по буеракам, вот и проверим.
К испытаниям готов. Поехали?
Погода, нужно сказать, далеко не идеальная. Неделя в околонулевых температурах и обильный снегопад сделали свое дело и теперь мокрый, проваливающийся и тяжелый снег только усложняли тест-драйв, что, в общем то, нам только на руку, ибо тяжело в учении — легко в бою.
Но по целине глиссировали замечательно. Да, бывало тяжко, выявился изъян новой компоновки, но ни разу не закопался и не сел. Напротив — становился злее.
Краем глаза заметил седока на Каюре, который метрах в двухстах до меня проехал по автодороге на набережной и спрыгнул на реку, пройдя по целине. Я — за ним, но, увидев продавленный до воды след решил не сворачивать обратно на буранницу, а пройти рядом, и вот что увидел, зайдя на второй круг:
Нет, а что, недурно, правда?
Все понятно и прогнозируемо, плоскость быстро пресытилась, пора попробовать по горкам, тем более, что есть одна такая, на которую я раньше не мог забраться.
А сейчас? Да легко!
Высота подъема — метра три, угол — ну, градусов тридцать пять. Но склон реально крутой и страшноватый, а в снег проваливаешься почти по колено.
Это я уже развернулся, чтобы после короткой фотосессии снова нащупать пределы возможностей. Гусеничный блок отрабатывает неровности идеально.
А на таких изломах и вовсе ложится всей доступной площадью:
Маловата горка, но есть и покруче, например, крутой берег, укрепленный бетонными плитами:
Здесь уже почти сорок пять градусов, и судя по следу, тут кто-то только съезжал, так как буранка сразу после спуска круто сворачивает. Но я попробовал въехать, и со второго раза у мня это получилось. И как! Меня Динго не завез, в буквально занес на вершину, едва успел оттормозиться на вершине для пары фото:
Почему со второго раза? Да просто потерял обороты на крутом вираже на заходе по чужой буранке и не добрался до вершины буквально пол-метра. Будь движок 125сс с тремя передачами, проблем бы не возникло и вовсе, поскольку гусеница даже и не думала проскальзывать. А со второго я зашел на штурм напрямую по целине:
Я и потом несколько раз, по мере нарезания кругов по округе, залетал на вершину, и всякий раз — удачно.
Нет, это не мотособака. Нет, это не самобеглая тележка для скучающего рыбака, перемещающегося из пункта А в пункт В! Это очень характерная драйверская машинка!
В рамках пополнения заметки снял видео. Вернее, сын снимал:
Но, поскольку снимали уже по пути домой, и аккумулятор видеорегистратора успел в который раз вымерзнуть, батарейка села в самый неподходящий момент:
Но не стоит расстраиваться, буквально за пару минут до съемок нас Динго двоих занес на вершину, даже не забуксовав. Заскакивает на горки достаточно легко, настолько, что иной раз сложно оттормозиться, что видно и на видео, когда гусеница идет юзом.
Я не думаю, что кто-то на Викинге станет повторять мои опыты. Впрочем, зарекаться не стану.
Посмотрим, что же у нас после двух десятков условных километров:
А, собственно, все в порядке, ничего не отвалилось и даже не думало. Разве что теперь нужно еще и передок поднять немного, чтобы угол атаки вышел на задуманный уровень, а то какой-то прижатый на вид. Или нет, готовящийся к прыжку?
А здесь можно увидеть следы от катков, нижних и верхнего, которые разнесены по разным плоскостям, чтобы не встретились на динамических перегрузках:
Незначительный нюанс, изъян новой компоновки, о котором упомянул выше: склизы нужно удлиннять назад, почти до звездочки. И не столько потому, чтобы нагрузку нести, сколько для подготовки гусеницы для контакта со звездочкой, очищая её от снега, иначе возможны удары в гусенице при выдавливании снега из пятна контакта. Попробуем?
Можно, делов — на час, затрат — копейки. Снимаем склизы и подготавливаем детали:
Соединяем сваркой и грунтуем:
Собираем обратно гусеничный блок и ждем удобного случая снова все это испытать.
Как наращивал склизы фотографировать не стал, ибо там ничего сложного нет, максимум из хитростей — соединить их под углом, как раньше клеили магнитофонные магнитные ленты. А а вот сделать дренажные прорези в профильных трубах настоятельно рекомендую, ибо в них постоянно набивается снег и они никогда не просыхают.
Вот, если кратко, как собачка росла в холке и что из этого получилось. Нет, мне она положительно нравится. А вам?
Другие заметки на тему:
- Как рос Дингос;
- Зеркало души собачки;
- Зачем собаке третья нога;
- Кетайская скорость;
- Врозь носки и вместе пятки;
- Краник, которого нет;
- Уровень — на уровень;
- А вместо сердца пламенный мотор;
- Приз-сюрприз;
- Мини-снегоход Кузнечик.