Рыжий Кот

Так уж получилось, что я немного перетряс состав своего мотопарка и теперь в гараже появился еще один зверь — Arctic Cat Bearcat 570XT. Не потому, что мне надоело заниматься гаражной самодеятельностью, — а у меня на стапели совсем недавно был прототип одной очень азартной модели одного из набирающих на снегоходном рынке обороты брендов — Мини-снегоход Кузнечик. Жаль, что в серию не пойдет, — а просто хочется… хоть во что-то не лезть шаловливыми ручками и просто получать удовольствие от прогулок.

Итак, вот он:

Arctic Cat Bearcat 570XT

Не будем жаловаться на нелетную погоду в этом сезоне, но спалить полный бак на 265км я все-таки умудрился. Я хотел бы рассказать о полезных мелочах, до которых у меня в этом сезоне руки все-таки дошли. Это и подкатные колеса под лыжи, чтобы хоть как-то рулить по асфальту и не портить бетонный пол гаража, а, заодно, и твердосплавные напайки их коньков, и датчик температуры, и навигатор и даже чека безопасности. Но обо всем по-порядку.

Датчик температуры

Сколько копий сломано вокруг контроля температурных режимов двигателей слышали многие, изучающие тематические форумы и хоть как-то задумывающиеся о грамотной эксплуатации техники. Вот и я долго не мог определиться, как быть и что делать. В итоге, просто взял и заказал то, к чему лежала душа — прибор, измеряющий температуру отработавших газов.

Датчик температуры снегохода

Это двухканальный Koso Dual EGT Meter.
Почему не под свечами зажигания? Да просто разница в цене с теми же ЦИТД уже не так психологически велика, зато измеряется не усредненная температура большой теплоемкости головки цилиндра, да еще через тепловое сопротивление материала тут же принудительно обдуваемого колечка полупроводникового датчика, а именно то, что происходило буквально мгновение назад — газы почти на срезе выпускного окна. Что это дает? Да хотя бы уверенность в том, что я увижу именно мгновенные значения температуры, а не интегрированные достаточно большой постоянной времени массы металла показания из-под свечи.
Установка собственно датчиков достаточно проста и не требует особой квалификации, ведь нужно всего то разобрать подпружиненные сочленения резонатора и открутить четыре гайки со шпилек блока цилиндров, просверлить два отверстия в штанах и все собрать в обратном порядке.

Монтаж датчиков в выпускной коллектор

Насколько глубоко следует утапливать датчики я не знаю, интуитивно правильнее в иных условиях было бы на две трети диаметра трубы или даже чуть меньше, но я воткнул на максимум. Думаю, не принципиально, ведь от резкого расширения температура газов падает куда быстрее, чем от охлаждения стенками отводящей трубы.

Монтаж датчиков в выпускной коллектор

Главное здесь — не упираться в кожух и обеспечить самому себе удобство монтажа на максимально близком расстоянии от цилиндров.

Инструкция для Koso EGT sensor

Производитель рекомендует четыре дюйма от среза выхлопного окна, и мне удалось это требование соблюсти.

Моторный отсек снегохода

Провода можно прокладывать исходя из собственных предпочтений, их длина позволяет это сделать как угодно, я же закрепил на раме по левому борту стальными скобами, мало ли, пластиковые стяжки имеют свойство лопаться со временем.
Небольшое отступление, связанное с уже поступившими вопросами по теме. В частности, о цене приборов и об их отличиях. Насколько я понял, сами индикаторы Koso Dual EGT Meter все одинаковы, разница в цене с разбросом вдвое — хотелки продавцов или что-то еще, но не в начинке или настройках. Но есть нюанс: комплектация. Их существует всего две, это Koso Dual EGT Meter with Standard EGT Sensors Part number BA006B61 и Dual EGT Meter with Fast-Response EGT Sensors Part number BA006B61X . Их отличие — в датчиках.
Быстрореагирующий отличается от стандартного лишь тем, что
термочувствительный элемент — термопара — не помещен в защитный корпус и, как следствие, имеет практически нулевую теплоинерционность, а потому откликается на изменение температуры мгновенно.

Датчик температуры выхлопных газов снегохода

Видите капельку на торце зонда? Это термопара и есть. Возникает резонный вопрос: а зачем нам такой? Мы строим графики для анализа быстроменяющихся тепловых процессов скоростным самописцем? Нет. Мало того, сам прибор опрашивает датчики от силы пару раз в секунду. Так зачем платить больше, тем более за незащищенную закрытым корпусом термопару? У меня сейчас датчик вот такой:

Индикатор температуры снегохода

Есть в сети места, где муссируются слухи, что приборы со шкалой в градусах Цельсия заметно дороже тех, что в Фаренгейтах. Сам был весь в напряжении, ожидая посылки. Но, нет — шкала выбирается простым нажатием кнопки. Кто не верит, может посмотреть инструкцию, там все английским по черному расписано. Но, отвлеклись, идем дальше.
Теперь смонтируем собственно индикатор. Мне было удобнее его разместить слева от панели приборов, а вот справа от нее — навигатор.

Приборная панель снегохода и дополнительные приборы

Прикуриватель и чека

Коль скоро разбирал все, что только можно было разобрать, в первую очередь из-за любопытства, решил поставить заодно и гнездо прикуривателя с чекой аварийной остановки двигателя. Уж как-то я привык к ней и на лодке, и даже на недорогих аппаратах, а здесь — сама просится. Заказывать мелочевку за бугром и ждать потом месяц — не мое, а потому купил все, что нужно, в рыболовном магазине. Правда, дороже, чем на ebay, и ладно: прикуриватель — рублей четыреста, около семисот — чека с тросиком.

Прикуриватель и чека для снегохода

Как все получилось — не снимал, видимо, забыл, но здесь немного виден и тросик, и прикуриватель, и чека:

Выезд в поля на снегоходе
Выезд в поля на снегоходе
Выезд в поля на снегоходе
Приборная панель снегохода и дополнительные приборы

Подключение

Извечная дилемма — подключения. Поскольку наш замок зажигания таковым по сути вовсе не является, к нему подключиться можно только чекой, которая при выдергивании тросика делает то же самое, что и поворот ключа в ноль — замыкает контактами систему зажигания на массу. Поэтому просто подключаемся чекой в параллель контактов 1 и 2 разъема замка зажигания:

Электросхема снегохода

Полный лист схемы лежит здесь. Правда, у меня разъем четырех-контактный, поэтому лучше проверить тестером, какой из них за что отвечает, а не доверяться слепому случаю.
Есть, как видим, на замке и постоянно присутствующий плюс на контакте, но зачем он нам? Чтобы все-равно ставить тумблер? Я хотел было процесс включения дополнительных приборов автоматизировать и даже спаял маленькую приблуду:

Реле включения нагрузки

Это не что иное, как двухполупериодный выпрямитель на диодном мостике db107, на вход которого припаяны два черных провода в синей термоусадке по фото, а на выходе — в параллель слаботочная катушка электромагнитного реле SRSB-12VDC-SL-C и сглаживающий конденсатор 1000мкф/50В. По идее, будучи подключенным к разъему дополнительной нагрузки (там переменка), тому самому, что болтается около батареи и главного — и единственного! — штатного предохранителя, при запуске двигателя этот выпрямитель питает постоянным током реле, которое замыкает нашу новую цепь напрямую от аккумулятора безо всяких тумблеров. Что, собственно, и нужно. Посмотрим, что там у нас.

Приборная панель

Но зачем городить огород даже такими пустяками? Достаточно еще раз посмотреть электрическую схему и проверить тестером всего-навсего два провода, идущие к штатной панели приборов, разъем которой расположен в наивыгоднейшем для нас месте:

Жгут к панели приборов

Черный здесь — масса, а вот красный в синюю полосочку — цепь после реле-регулятора. То есть цепь, где появляется +12В только после запуска двигателя, причем, не с выпрямителя генератора, а именно стабилизированные. Ну, настолько, насколько может стабилизировать грубый реле-регулятор такого брутального аппарата, как снегоход, но нам и этого вполне достаточно. На схеме это контакты 1 и 2.

Электросхема снегохода

Полный лист этой схемы уже выкладывал выше, а здесь лежит еще одна, общая.
На любых оборотах напряжение стабильно, разве что на низких холостых может падать меньше десяти, что приводит к переключению той же Монтаны на свой аккумулятор, но это уже прямой путь к регулировке ХХ.
Все присоединения к бортовой сети желательно исполнять разъемными, а через предохранители — и вовсе обязательно. Прикуриватель я кинул напрямую к клеммам аккумулятора через отдельный предохранитель. В гофре, со всеми предосторожностями по трассе прокладки, чай, постоянное же подключение:

Монтаж электропроводки снегохода

Подкатные колеса

Теперь про подкатные колеса. Может, и не стал бы я их делать вовсе, но снегу в этом сезоне было настолько мало, что на брусчатку двора приходилось набрасывать его с грядок обратно, и все-равно этого было недостаточно и конек лыж царапал плитку глубоко и очень громко.

Царапины на льду от полозьев лыж снегохода

Решение было найдено и воплощено в жизнь за один вечер.

Изготовление подкатных колёс для снегохода

Немного профильной трубы, четыре ролика из хозмага и обрезок
полипропиленовой трубы для опоры конька превратились в изящные тележки.

Подкатные колёса для снегохода

Суть ясна из фото, и на то, чтобы подкатить тележку под поднятую за носок лыжу, требуется всего несколько секунд.

Подкатные колёса для снегохода

Выбранная схема фиксации надежна и проста. Теперь с перемещением по двору и даже с маневрированием в гараже проблем не возникает, главное — выбрать при изготовлении точку опоры на тележку чуть ближе к носку.
Вот, собственно, те мелочи, что так и напрашивались на высший приоритет. А еще нужно найти вариант крепления номера, поставить пару прожекторов или вовсе ксенон, вывести силовой кабель для еще не купленной лебедки, оптимизировать подкапотное пространство и что-нибудь возить в нем, но это уже в следующий снег. Максимум, что остается в ближайшее время — законсервировать снеж и подвесить его к потолку. Как? А примерно как в заметке «Легче воздуха».

Другие заметки на тему:

Оцените статью
В глубинах резкости
Добавить комментарий

  1. stalker86

    Да уж не забывайте.С нетерпением ждем

    Ответить